Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мастер- класс

I. Вступление.

          Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, является, на мой взгляд, читательская подготовка. Именно отсюда проистекают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало; больше времени тратится на выполнение домашних заданий, значит, возрастает перегрузка; прочитанное не всегда полно и правильно понимается.

      Программа по русскому языку и литературе для основной школы ставит задачу научить учеников 5-х, 6-х и 7-х классов «осмысленно и бегло» читать. Методическая наука закрепила в терминах «чтение осмысленное» и «чтение беглое» две стороны деятельности по восприятию письменного текста: интеллектуальную и техническую. Обучение ребенка осмысленному чтению, анализу и пониманию текста осуществляется в течение всех школьных лет на различных уроках. А как обстоят дела с совершенствованием технической стороны чтения?

        Техника чтения – это озвучивание текста во внешней (при чтении вслух) или внутренней речи. Хорошая техника предполагает правильное и быстрое осуществление этого процесса. Традиционно формирование техники чтения считается задачей начальной школы, но на практике мы убеждаемся, что большинство учеников приходят в пятый класс с недостаточно сформированными навыками полноценного чтения. К сожалению, современная программа средней школы мало способствует решению этой проблемы. Уроков литературы в 5-х –

8-х классах всего два часа в неделю, произведения для изучения объемные – на уроках едва успеваем проанализировать содержание прочитанного. Где уж тут работать над техникой чтения! И все же задача совершенствования чтения в среднем звене не должна уходить на второй план.

Целью совершенствования техники чтения в средней школе должно стать научение зрелому чтению, существенными чертами которого являются высокая скорость чтения и гибкость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

       Надо ли в школе формировать высокую скорость чтения? Считается, что быстрое чтение требуется далеко не всем и связано, скорее, с профессиональной деятельностью. Опровержением этому мнению может служить утверждение Л. С. Выготского: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении, однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

Подтверждение этой мысли мы найдем в цифрах, отражающих прямую зависимость между скоростью чтения и успешностью учебной деятельности. Пятиклассники-отличники читают со скоростью 150 слов в минуту, «хорошисты» - 120 слов в минуту, а у «троечников» она составляет 90 слов в минуту.

        Совершенствование техники чтения предполагает знание барьеров, мешающих динамичному продвижению читателя по тексту, и правил, позволяющих их преодолеть.

        Чтение – чрезвычайно сложный и активный психофизиологический процесс, в котором особую роль работа глаз и внутренняя речь. Зрительное восприятие текста – необходимый компонент чтения. Глаза человека движутся по строчкам не плавно, а рывками. Рывок – и глаза, охватив 5 – 6 букв, останавливаются на долю секунды. Еще рывок – и образуется поле чтения между двумя фиксациями. Таких полей на строке 6 – 8. Неопытный читатель фиксирует взгляд на каждой букве в слове, а нужно читать не буквами, и даже не словами, а фразами.

         Первый совет читающему: при чтении всегда смотри чуть-чуть вперед. Помни! Глаз всегда должен идти вперед языка.      

         Второй совет: увеличивай поле зрения.

 Как этого добиться? Следует читать не горизонтально, а вертикальным движением глаз, стараясь боковым зрением охватить информацию, зафиксированную слева и справа, допускать лишь одну – две фиксации на строке.

         Со зрением связан и второй барьер чтения. Часто, скользя глазами по строке, читающий без необходимости возвращается назад. Происходит так называемая регрессия, которая тормозит движение. Ее причиной может быть незнание какого-нибудь слова или невнимание читателя. У хорошего чтеца регрессии незначительны или вовсе отсутствуют. Значит, второе правило быстрого чтения: читай без регрессий, т.е. не возвращайся назад к ранее прочитанному.

        Все исследователи процесса чтения отмечают, что в нем задействованы такие психологические механизмы, как внимание, память, антиципация (предугадывание слов, фраз текста). Умение антиципировать способствует не только ускорению чтения, но и углублению восприятия содержания читаемого. Совершенствование этих механизмов существенно повышает продуктивность чтения.

Решение этой задачи – развитие внимания, памяти, догадки-антиципации – и будет третьим правилом для читающего.      

                 II. Работа  с классом.

- Чтобы научиться хорошо читать, надо тренировать глаза. Проведем зарядку для глаз.

1. Упражнение «Молния» (чтение слов с табличек)

- Чтобы хорошо читать надо уметь выговаривать слова: отчетливо и ясно, чтоб было всем понятно.

2. Упражнение «Скажи скороговорку» для тренировки речевого аппарата. Развивает умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

- А теперь потренируем память:

3. Упражнение «Фотоглаз» в течение 20 секунд дети читают и запоминают слова,  затем устно воспроизводят их.

 Пейзаж, картина, природа, палитра, многоцветье, раздолье, просторы, долина

Потренируем догадку:

4. «Угадай-ка» - антиципация слов, предложений, пословиц.

         Моск…, зооп…, медв…

Слово – не воробей, вылетит – не п……

Чтение текста с пропущенными словами

5. «Собери пословицу» - слова пословицы вразброс записаны на доске. Следует быстро прочитать пословицу. Упражнение помогает расширять поле чтения.

Плох, книга, да, хороша, чтец. (Хороша книга, да чтец плох.)

Двигай, книгой, умом, а, книга. (Книга книгой, а умом двигай.)

Прочел, о, говори, том, о, что, а, том, понял, что. (Не говори о том, что прочел, а о том, что понял.)

  1. 6.   «Кто быстрее?» - требуется найти в тексте данное слово или предложение. Упражнение помогает расширять поле чтения.

         7. «Буксир» - чтение за учителем. Учитель читает текст с определенной скоростью. Ученики стараются читать вместе с учителем с той же скоростью. Это упражнение способствует развитию артикуляции, навыка слитного прочтения слов.

8. «Многократное прочтение одного предложения» -

- медленное прочтение с учителем, четкое проговаривание слогов;

- повторное медленное чтение без учителя;

-чтение в темпе разговорной речи;

- чтение с логическим ударением;

-чтение в темпе скороговорки

9. «Чтение в паре» - тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на качество чтения слабых учащихся.

10. «Чтение с отрывом взгляда от текста» - приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения кратковременной памяти и умения распределять внимание.

11. «Пересказ с опорой на текст» - приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти.

III. Заключение.

Естественно и гармонично увязанные друг с другом все выше перечисленные

упражнения и операции совершенствуют технику чтения, помогают ученикам понимать произведение, чувствовать его.

Безусловно, все упражнения для совершенствования техники чтения невозможно применять на каждом уроке, но 2-3 операции использовать ежеурочно, я совершенно уверена, необходимо.

Категория: Мои статьи | Добавил: Гуля (07.03.2014)
Просмотров: 471 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Поиск